Вторник, 25.04.2017
Центр развития ребёнка - детский сад № 28
///////
///////
Радиомания
Календарь
Наш опрос
Чего не хватает нашему саду?
Всего ответов: 16
Форма входа

 Принципы и методы закаливания

 

Одной из форм ФВ по праву считается закаливание.

Закаливание – комплекс оздоровительных мероприятий, повышающих устойчивость  адаптацию организма к неблагоприятным средовым и, в первую очередь, метеорологическим воздействиям путем тренировки механизмов терморегуляции.

Постоянство температуры тела обеспечивают терморегуляционные механизмы, позволяющие поддерживать стабильность основных физико-химических показателей состояния внутренней среды организма. При изменении температуры внутренней среды согласованность, скорость реакций, которые образуют физическую основу жизни, нарушаются и создаются весьма неблагоприятные условия для защиты функций организма, физиологическая система терморегуляции постоянно «следит» за тепловым балансом организма (в покое температура тела колеблется в пределах 36-37° С), немедленно начинает действовать при его отклонениях от оптимума. Она включает в себя регулирование теплообразования (химическую терморегуляцию) и теплоотдачи (физическую терморегуляцию). Тепловые и холодовые раздражители окружающей среды действуют на рецепторы температурной чувствительности, расположенные в коже, и импульсы передаются в центр терморегуляции (гипоталамическая* область), а оттуда к разным органам, повышая или понижая теплообразование (рис.).

Химическая терморегуляция – регуляция обмена веществ в тканях, сопровождающаяся продукцией тепла. Наибольшее количество тепла в процессе обмена веществ дают мышцы, печень и др. железы. Образование тепла зависит от интенсивности обмена веществ. Внешнее охлаждение может увеличить интенсивность окислительных процессов в 3-4 раза по сравнению с уровнем основного обмена. Наибольшие сдвиги обмена происходят в скелетной мускулатуре, мышцах, поддерживающих позу и осанку.

Теплообразование в мышцах может происходить без видимых признаков их деятельности, а может сопровождаться мышечной дрожью. Химическая терморегуляция действует как безусловный рефлекс и возникает к моменту рождения. С возрастом на основе безусловного рефлекса химическая терморегуляция и условий жизни вырабатываются условные рефлексы, но значительного развития они достигают при закаливании. При охлаждении у закаленного человека быстро повышается обмен веществ. У незакаленного – организм не подготовлен к охлаждению, время теплопродукции значительно увеличено, т.е. восстановление теплового равновесия запаздывает.

Теплообразование у детей и подростков относительно (на единицу массы тела) больше, чем у взрослых. Так, ежедневно на 1 кг массы тела вырабатывается тепла : у грудного ребенка – 91 ккал; у ребенка 2,5 лет – 81; у подростка 14 лет – 52; у взрослого в состоянии покоя – 35, при работе – 41 ккал. Т.о., у детей первых лет жизни на 1 кг массы тела вырабатывается в 2-2,5 раза больше тепла, чем у взрослых.

 

 

Непрерывные химические процессы в организме сопровождаются образованием тепла, которое человек постоянно отдает во внешнюю среду.

Физическая терморегуляция в обеспечении постоянства температуры тела играет более существенную роль, чем химическая.

Физическая терморегуляция основывается на функции вегетативной нервной системы*: при понижении внешней температуры (угроза переохлаждения) ФТ уменьшает, а при угрозе перегревания (в жару, при интенсивной мышечной работе) – усиливает теплоотдачу.

В комфортных условиях теплоотдача осуществляется главным образом тремя путями: теплопроведением, теплоизлучением и испарением.

Потеря тепла проведением – это передача тепла к окружающим организм предметам. Например, когда человек стоит босиком на полу – от босых стоп к полу или от холодной стены к телу. Чем больше разница температур кожи стоп и пола, стен и тела, тем интенсивнее теплоотдача.

Теплоизлучение осуществляется за счет «омывания» воздухом тела. Интенсивность теплопотерь  взаимосвязана со скорость движения воздуха, а также разницей температур воздуха на поверхности тела – кожи. Кожа детей по сравнению с кожей взрослых имеет существенные отличия: она тоньше, чем у взрослых; в ней больше капилляров, расположенных на поверхности; поверхность кожи, приходящаяся на 1 кг массы тела, тем большая, чем моложе ребенок. (у новорожденного – 704 см², в 1 год – 528, в 6 лет – 456, в 10 лет – 423, у подростка в 15 лет – 378, у взрослого – 221 см²).

Отдача тепла испарением происходит постоянно. Однако она усиливается, если температура воздуха под одеждой, помещений и наружного воздуха равна температуре тела или выше ее. Испарение – основной способ теплоотдачи при спортивных состязаниях, напряженном физическом труде.

Удельный вес каждого из трех путей теплоотдачи зависит от конкретных температурных условий окружающей среды и вида деятельности человека. При температуре воздуха 18-20° С в состоянии покоя тело человека отдает тепло путем излучения около 66%, путем испарения – 19% и за счет проведения (конвекции) – 15%.

Итак значение закаливания заключается в тренировке и совершенствовании вышеперечисленных защитных механизмов организма, влиянии на деятельность всех без исключения систем (см. рис.).В ЦНС в процессе закаливания происходит улучшение подвижности нервных процессов, облегчается выработка условных рефлексов. Влияя на нервные окончания, закаливающие процедуры активизируют клеточные ферменты*, изменяют химический состав и физико-химическое состояние клеток. Начальные стадии закаливания сопровождаются усилением деятельности гипофиза, надпочечников и щитовидной железы. По мере приспособления организма напряжение эндокринной системы снижается.

В результате закаливания оптимизируется настроение ребенка, физическая и умственная работоспособность, сон, облегчается адаптация к различным средствам, в том числе и социальным факторам, снижается заболеваемость.

 

Принципы закаливания

Эффективная тренировка приспособительных механизмов терморегуляции, общеукрепляющее воздействие на организм обеспечивается в том случае, если соблюдаются принципы закаливания: систематичность применения закаливающего воздействия, постепенность увеличения силы раздражителя, использование разнообразных средств закаливания, индивидуализация закаливающих воздействий с учетом состояния здоровья и степени закаленности, положительная эмоциональная настроенность закаливаемого, сознательное отношение его к процедуре.

Систематичность (ежедневность и даже несколько раз в день на протяжении круглого года) применения закаливающих процедур обоснована необходимостью выработки условно-рефлекторной реакции организма, ее постоянной поддержкой. Эпизодические закаливающие процедуры не создают стойкого рефлекса, а прекращение закаливающих воздействий нарушает условно-рефлекторные связи и ведет к потере закаленности через 5-12 дней. Закаливание не следует прекращать даже в случае нетяжелого заболевания и в период реконвалесценции[1], а можно лишь изменять его дозу.

Постепенность увеличения воздействия силы закаливания агента необходима для обеспечения тренировки приспособительных механизмов. Она проявится, если каждый раз перед организмом ставится новая, посильная для него задача. Это достигается разными путями – снижением температуры раздражителя или увеличением площади, на которую он воздействует, или удлинением экспозиции. Каждая новая процедура вначале должна вызвать вегетативные сдвиги: учащение пульса, увеличение глубины и частоты дыхания. Отсутствие этих сдвигов свидетельствует о недостаточном возрастании силы воздействующего агента. Наоборот, появление дрожи, «гусиной кожи», побледнение кожных покровов – показатель чрезмерного увеличения силы раздражителя. В первом случае не будет должного эффекта тренировки, во втором возникает состояние дискомфорта, отражающего напряжение функции терморегуляции, которое может привести к заболеванию.

Разнообразные средства закаливания в большей степени тренируют физиологические системы, готовят растущий организм (без вреда для здоровья) адекватно реагировать на многообразие средовых факторов – холод, жару, разные виды радиации, что обуславливает необходимость использования для закаливания и воздуха, и воды, и солнца

Индивидуализация закаливания определяет его успех или просчеты, ибо нет среднестатического ребенка, есть конкретный организм с его уровнем функций, типом нервной системы, состоянием здоровья. Существующие схемы закаливания являются лишь ориентиром для врача (педагога), но не догмой. Требуется диагностика уровня функций и типов реакции ребенка, подростка, учет условий жизни, организации учебно-воспитательного процесса. Игнорирование перечисленных факторов при назначении процедур закаливания сделает их не только не эффективными, но и может вызвать вредное воздействие.

Положительная эмоциональная настроенность к закаливающим процедурам облегчает выработку условно-рефлекторных реакций детей, является стимулом для постоянного применения закаливания. Учитывая это, необходима скрупулезная подготовительная работа: объяснение о пользе закаливания (на доступном для данного возраста детей языке); привлекательные для ребенка предметы – таз, красивое полотенце и т.д.; показ процедуры на игрушке, а в организованных коллективах – на других детях, поощрение после закаливающей процедуры (похвала, совместные с воспитателями интересные занятия, «дела» и т.д.). Все процедуры должны выполняться «на грани удовольствия» и прекращаться при появлении признаков неприятного восприятия процедуры. В зависимости от настроения ребенка закаливающая процедура может быть увеличена по длительности или сокращена, а температура воды снижена или повышена. Учет эмоционального настроя ребенка, его самочувствия обеспечит постоянный интерес к закаливающим процедурам, сделает их ежедневными. Обычно у ребенка проявляются положительные эмоции на закаливание, отрицательные возникают в том случае, когда нарушаются принципы закаливания.

Закаливающее действие воздуха, воды и солнца обусловлено их химическими и физическими свойствами. Так, воздух обеспечивает оздоровительный эффект содержанием кислорода, озона, фитонцидов, йодистых соединений. Его физические свойства проявляются в меняющейся температуре, влажности, скорости, барометрическом давлении, электрическом состоянии, радиоактивном фоне. Вода усиливает оздоровительный эффект целебным воздействием йодистых, хлористых, сернистых соединений. Физические ее свойства – температура, скорость движения, давление – основные стимулы для обеспечения закаливания.

Солнце – мощный поток лучистой энергии в виде электромагнитных колебаний с различной длиной волны. Оно оказывает многостороннее (тепловое, фотохимическое) влияние на организм, вызывая бактерицидный, загарный, витаминообразующий эффект. При закаливании воздухом вне помещения всегда имеет место в той или иной степени воздействие и солнечного спектра.

 

Рассматривая закаливания как систему медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к многочисленным неблагоприятным факторам внешней среды, выделим два направления, дополняющих друг друга: организация закаливающей среды; специальные закаливающие процедуры.

Организация закаливающей среды является главным факторам закаливания детей. Важность правильной организации среды обусловлена постоянным, практически круглосуточным ее воздействием, тогда как специальные закаливающие процедуры составляют секунды, минуты. Например, обливание стоп не может «научить» терморегуляционную систему адекватно реагировать на Холодовой раздражитель, если весь период бодрствования ребенок находится в теплой обуви. Невозможна тренировка химической и физической терморегуляции за счет принятия прохладного душа, если в остальное время суток (более 23 часов) ребенок пребывает в помещении с температурой 22-25 °С, а поддержание тренирующего микроклимата под одежного пространства затруднено еще и лишними слоями одежды.

Таким образом, закаливающая среда – это регулирование микроклимата  помещений в соответствии с гигиеническими нормами (одностороннее ежечасное проветривание, сквозное проветривание 2-3 раза в день), обеспечивающими пульсирующую температуру воздуха с перепадом 3-5°С; обеспечение одеждой и обувью с учетом их теплозащитных свойств и назначений (удовлетворяющая гигиеническим требованиям спортивная одежда, обувь не пригодны для постоянной носки); ежедневные занятия, отдых на открытом воздухе (работа на участке, подвижные игры, занятия спортом). Гигиеническими нормами проектирования ДОУ предусмотрены цветники, огороды, спортивные площадки, прогулочные участки в разное время года. Целесообразно хотя бы одно занятие для дошкольников проводить на участке.

К специальным закаливающим процедурам относятся: закаливание воздухом, водой, хождение босиком.

1. Закаливание воздухом:

1.1. Дневной сон на открытом воздухе или в хорошо проветренном помещении. Температура помещения должна быть на 3-5º С ниже комнатной. Обязательное условие при организации такого сна – это хранение постельных принадлежностей (спальных мешков) в обычном теплом помещении. Температуру воздуха снижают после укладывания детей, а за 20-30 мин до подъема проветривание прекращают.

1.2. Воздушные ванны во время утренней гимнастики. Обязательное условие – открытая форточка, окно или балкон. Это в два раза эффективнее, чем занятия в комнате при температуре 18-20°С.

1.3. Сквозняки различной силы. Проводят во время занятий в ДОУ. Короткая на 10-30 с ветровая нагрузка с постепенным ее удлинением до 1-3 мин обычно не используется, хотя является эффективным средством профилактики заболеваний детей. Сквозняки в жизни неизбежны и к их безболезненному восприятию ребенок должен быть подготовлен. При этой форме закаливания нужно следить, чтобы ребенок был всегда сухим. Как только появится пот, необходимо насухо вытереть ребенка, заменить рубашку.

Для создания воздушного потока используется бытовой вентилятор. В комнате с температурой 18-20°С раздетый ребенок встает лицом к включенному вентилятору на расстоянии 5 м. Процедура выполняется при сухой коже ребенка (исключается потное состояние). Через 10 с ребенка поворачивают к потоку воздуха спиной. Через каждые два дня расстояние уменьшается на 50 см, а время процедуры увеличивается на 20 с, доводя соответственно до 0,5 м и 3 мин. В зависимости от самочувствия и желания ребенка ветровую нагрузку можно увеличить (табл. ?).

Таблица ?

Схема закаливания воздушным потоком

период

Расстояние от вентилятора, м

Продолжительность процедуры, с

Начальный

1-2

3-4

5-6

7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

17-18

19-20

21-22

23-24

 

Поддерживающий

25-26

27-28

29-30

5,0

5,0

4,6

4,0

3,5

3,0

2,5

2,0

1,5

1,0

1,0

1,0

0,5

 

 

0,5

0,5

0,5

20

20

40

60

80

100

120

140

160

180

180

180

180

 

 

180

180

180

 

Такое же воздействие оказывают качели, 1-5 мин ежедневного использования качелей хорошо тренируют ребенка к воздействию сквозняков.

1.4. Контрастные воздушные ванны. Проводят утром или после дневного сна. Укрыв ребенка, доводят температуру в спальне до 14-15º С, в соседней комнате с помощью обогревателя повышают температуру до 22º С. Ребенок в трусах и майке в сандалетах на босу ногу или босиком, не потный (при замене ночной одежды ребенка насухо растирают) под веселую музыку перебегает из прохладной комнаты в теплую и обратно в течение 5-6 мин. Контрастные воздушные ванны проводят круглогодично с постепенным увеличением разницы температур в комнатах от 0 до 15°С. Летом в одной из комнат устраивают сквозное проветривание. Систематическое проведение таких процедур в дополнение к ежедневной закаливающей среде повышает устойчивость организма ребенка к сквознякам, к продолжительным охлаждениям и перегреваниям.

1.5. Закаливающий бег. Проводят на свежем воздухе в трусах или шортах. Наряду с ветровой закаливающий бег дает физическую нагрузку, способствует уменьшению аллергизации организма, улучшает работу дыхательной системы. Он является более сильной из всех перечисленных форм закаливания воздухом. Закаливающий бег проводят после адаптации ребенка к другим ветровым нагрузкам (создание ветра с помощью вентилятора и качелей, сое на воздухе, контрастные воздушные ванны), которые используются, как правило, в зимний период. Назначают его ежедневно или через день в весенне-летний период; продолжительностью от 1-3 до 10-15 мин в свойственном для каждого ребенка темпе. Закаливающий бег, как и любая форма физического воспитания, требует постоянного контроля функционального состояния организма детей.

2. Закаливание водой всегда сочетается с закаливанием воздухом, так как выполняется в закрытом или открытом воздушном пространстве, что усиливает закаливающий эффект. Выделяют местные и общие закаливающие процедуры.

2.1. Местные закаливающие процедуры:

2.1.1. Умывание лица холодной водой. Назначается всем детям. Набирают полную пригоршню воды и хорошенько растирают лицо. Повторяют 4-6 раз. Через 2-4 дня кожа носа, лба и щек перестает ощущать неприятное чувство холода, а через 6-8 дней любой ребенок спокойно без дрожи может умываться ледяной водой.

2.1.2. Промывание носа холодной водой. Оптимальная методика – набрать носом воду и выплюнуть через рот; облегченная методика – набрать одной ноздрей воду, подержать 2-3 с и выпустить через нос. Промывание повторять 3-4 раза каждой ноздрей. При заболеваниях процедуру делать 4-6 раз в день. В ходе этой процедуры очищаются носовые ходы (грязь, пыль, слизь, микробы), тренируются сосуды и рефлекторно через дыхание улучшается кровоснабжение организма в целом.

2.1.3. Полоскание горла холодной водой. Это эффективное средство профилактики частых фарингитов и ангин. Обучение полосканию горла проводят в виде игры «Кукушка». Ребенок набирает небольшой глоток воды, запрокидывает голову назад и говорит «ку-ку». При этом надгортанник закрывает вход в дыхательные пути. Повторяя «ку-ку», ребенок полощет горло, сплевывает воду и набирает ее вновь. Эта процедура при необходимости, например, при  ангине, может эффективно сочетаться с прогреванием горла сухим теплом (солью, песком).

2.1.4. Питье холодной воды. Кратковременное охлаждение горла водой из-под крана вызывает повышение местного иммунитета глотки и верхнего отдела пищевода. Медленно, небольшими глотками следует сделать 3-7 глотков утром и вечером во время умывания. Систематическое применение данной процедуры адаптирует организм к употреблению родниковой воды, мороженого, а в жаркий день – воды из холодильника.

2.1.5. Обливание ног холодной водой. Можно обливать водой из-под крана, из душа, из кувшина, ведра. Чем больше масса воды, тем сильнее воздействие. Длительность процедуры 5-15 с. Постепенно поверхность обливания увеличивают – стопы голени, колени, бедра. Перед обливанием нужно энергично помассировать ступню, голень, выполнить обливание, затем повторить все для другой ноги. После утренней процедуры ноги растирают сухим полотенцем или надевают на мокрые ноги ребенка сухие чулки (носки) и заставляют его побегать, чтобы согреть ноги в движении. После вечерней процедуры укладывают ребенка в постель с мокрыми ногами и плотно закрывают со всех сторон одеялом. Такая разница между утренней и вечерней процедурами связано с тем, что растирание вызывает чувство бодрости, повышает работоспособность, а высыхание ног под одеялом способствует расслаблению, вызывает сонливость, что и требуется для быстрого засыпания.

2.1.6. Хождение (топтание) по воде. Проводят в тазу, ведре, в ванне реке, море. Температура воды от 24 до 12º С, длительность – от 20-30 с до 1-3 мин. В летнее время хождение по воде можно продлить од 10-15 мин. Процедуру применяют ежедневно.

2.1.7. Игры с водой (пускание корабликов в тазу, ванне, ручейке, море, реке, полоскание кукольной одежды, «закаливание» игрушек и т.д.). Это забытая, почти изжитая в практике дошкольных учреждений и семьи форма закаливания. Запущенный в отношении закаливания ребенок с удовольствием играет с водой, поэтому такой элемент может явиться основой для последующего применения всего арсенала закаливающих процедур.

2.2. Общие закаливающие процедуры:

2.2.1. Обтирания. Выполняют смоченным в воде (25-30º С) и отжатым мокрым полотенцем. Вначале обтирают руку от кисти к плечу с последующим растиранием сухим полотенцем, затем – вторую руку, грудь спину, живот, правую и левую ноги – от  пальцев стопы к бедрам. Постепенно «порции» смоченной поверхности увеличивают. Например, сразу мокрым полотенцем обтирают обе руки и только затем растирают их сухим полотенцем, потом спину и грудь, постепенно переходят к влажному обтиранию всего тела и последующим сухим обтиранием.

2.2.2. Горячее обтирание или испарительное закаливание. Обнаженного до пояса ребенка обтирают полотенцем, смоченным в горячей воде, - руки, грудь, спину. Затем насухо вытирают и одевают. Постепенно температуру воды снижают – горячая, теплая, тепловатая, прохладная. Этот метод хорош для ослабленных детей. По мере адаптации к закаливающим процедурам переходят к обтираниям холодной водой и обливанием.

2.2.3. Обливание. Все тело обливают из кувшина или ведра. К данной процедуре приступают только тогда, когда ребенок спокойно переносит местное закаливание водой и обтирания.

2.2.4. Контрастный душ. Обливание то теплой, то холодной водой (температура 38º С – 20-30 с; 28º С – 20-30 с; 38º С – 20-30 с). Количество изменений температуры может варьировать и быть более трех. В зависимости от самочувствия заканчивать душ можно теплой или холодной водой. В качестве подготовительного варианта контрастные процедуры можно применять только для ног (стоп, голеней), постепенно увеличивая обливаемую поверхность.

2.2.5. Холодный душ. Вначале применяют после гигиенического душа (помывка тела теплой водой с мылом), в этом смысле он напоминает контрастный душ. Постепенно можно переходить к использованию специального холодного душа по утрам, а в некоторых случаях – за 1-2 часа до сна. Продолжительность холодного душа – от 30-40 с до 2 мин.

2.2.6. Купание в открытых водоемах. Эту процедуру назначают детям только после предшествующего систематического закаливания водой. В этом случае купания могут быть начаты весной и закончены осенью. Незакаленные дети не только рискуют купаниями нанести вред здоровью, но и не смогут продолжительно пользоваться отдыхом на воде, обучиться плаванию. Обязанность взрослого подготовить детей к купаниям в открытых водоемах еще в домашних условиях. Купание – наиболее ценное из всех закаливающих процедур, ибо термический эффект закаливания холодной водой сочетается с одновременным воздействием на обнаженную поверхность тела воздуха и солнечных лучей, а также с эффектом, создаваемым физическими упражнениями (плавание). Купание начинают при температуре воды и воздуха не ниже 18-20° С. Заканчивается купальный сезон при температуре воды 15-17° С и воздуха 14-16° С. Лучшее время для купания – утренние и вечерние часы. Купание натощак должно быть кратковременным. Пребывание в воде вначале ограничивают 1-2  мин, затем оно может быть увеличено до 15-20 мин. В жаркую погоду можно купаться два раза в день с промежутками в 3-4 часа. Во время купания в прохладной воде необходимо выполнять энергичные движения. Нельзя входить в воду в возбужденном, разгоряченном состоянии, сразу после физических упражнений, а также в состоянии озноба. Купаться лучше обнаженным, так как купальный костюм мешает полному соприкосновению тела с водой и воздушной средой. Наиболее сильное воздействие на организм оказывают морские купания. Массирующим , раздражающим действием удары волн тонизируют нервную систему, вызывают дополнительную работу мышц в виде большого числа непроизвольных сокращений. Но следует помнить, что при чрезмерно продолжительном и частом купании, особенно в море, могут возникнуть перераздражение нервной системы, расстройство сердечной деятельности, слабость.

3. Стопотерапия – ходьба босиком по траве, песку, полу, специальному коврику, гороху, камушкам, «солевым дорожкам». Это закалка, активация рецепторов, рефлексотерапия, снятие излишнего электричества с поверхности тела, профилактика плоскостопия. Исследования выявили, что дневная норма ходьбы босиком по земле или деревянному полу – 2 часа.

 

Организация закаливания в дошкольных учреждениях

Важнейшей особенностью закаливания в ДОУ является то, что здесь оно организовано более сложно, чем дома. От педагогов требуются значительные затраты нервной и физической энергии в условиях и без того напряженной деятельности. Дети, особенно в младших группах, не обладают еще достаточной самостоятельностью и самоконтролем, умением поддерживать достаточную активность в процессе процедуры. Необходимо четко и своевременно учитывать состояние ребенка, его самочувствие, что существенно для индивидуализации закаливания – главнейшего условия его эффективности. Поэтому при выборе методик важно, чтобы они не были утомительны для персонала, позволяли легко осуществлять контроль за ребенком. Проводить закаливание одновременно во всей группе. Нельзя, чтобы вся группа ждала, пока 1-2 ребенка получают процедуру; эффективность закаливания при этом, естественно, не может быть высокой.

Недоучет этих требований в значительной мере снижает результативность оздоровительной работы. Таков, например, типичный недостаток распространенной методики контрастного обливания водой ног, кстати, полезной в индивидуальных условиях. Эта процедура проводится последовательно. Каждому ребенку при этом требуется вода разных температур. Для переболевших или пропустивших предыдущие процедуры детей нужны иные закаливающие условия. Это осложняет работу персонала, и здесь почти неизбежны упущения, формальный подход.

Этим требованиям удовлетворяет метод контрастного воздушного закаливания. В спальне открываются окна, так чтобы к концу дневного сна достигалась температура воздуха от +13° до +16° С. в 15 часов дети просыпаются под звуки музыки. При этом снимаются одеяла и, лежа в постели, в течение 2-3 мин выполняются 3-4 физических упражнения:

- подтягивание к груди согнутых коленей с обхватом их руками и последующим выпрямлением;

- перекрестные и параллельные движения рук и ног, поднятых перпендикулярно относительно туловища;

- покачивание согнутых колен в правую и левую стороны с противоположным движением рук;

- различные упражнения на животе и др.

По команде воспитателя дети встают, быстро снимают пижамы и в течение 1-1,5 мин выполняют циклические движения умеренной интенсивности (бег, ходьба) в «холодном» помещении, в трусах и чешках.

Особое внимание уделяется подбору дыхательных упражнений (см. раздел «Утренняя гимнастика»), так как именно они позволяют осуществить контрастное воздействие на дыхательные пути в результате ритмичного дыхания при глубоком вдохе и выдохе.

Далее следует перебежка в игровое («теплое») помещение, где температура воздуха поддерживалась от +21° до +24° С. При пребывании в «теплом» помещении детям предлагается несколько вариантов занятий физическим упражнениями, которые чередуются так, чтобы поддержать интерес к закаливающей процедуре и положительный эмоциональный тонус во время ее проведения. Это:

- разнообразные подвижные игры со словесным сопровождением или проговариванием вместе с детьми для дополнительной тренировки голосового аппарата;

- подвижные игры на развитие воображения и элементов творчества;

- разучивание и выполнение новых, нестандартных физических упражнений и танцевальных элементов для развития, прежде всего, координационных возможностей;

- те же физические упражнения, что и в «холодном» помещении, но в более спокойном темпе;

- различные виды ходьбы, марширование, разнообразные построения и перестроения для развития ориентировки в пространстве (см. раздел «Физкультурное занятие»);

- использование специального оборудования для укрепления и развития свода стопы.

Характер занятий в «теплом» помещении отличается от такового в «холодном» - здесь необходим более спокойный темп упражнений, чтобы дети не перегревались во время их выполнения.

Заканчивается процедура перебежками из «теплой» комнаты  в «холодную» (с пребыванием в каждой комнате по 1-1.5 мин) до шести раз. Данные перебежки могут быть организованы в виде игр типа «Самолетики», «Перелетные птицы» и др.

Очень важно применение ритмичной музыки, сопутствующей процедуре, положительно влияющей на эмоциональный тонус детей. Как правило, это детские песенки, которые дети с удовольствием подпевают.

Поскольку умеренная физическая деятельность играет роль своеобразного фона активизации физиологических систем, способствующей повышению качества терморегуляторной функции, то качеству выполнения упражнений не придается значения. Уделяется внимание главным образом энергичности их выполнения.

 

Таким образом, в условиях дошкольного учреждения может осуществляться эффективное закаливание детей при соблюдении следующих условий:

- отказ от излишне теплой одежды детей на открытом воздухе и в помещениях;

- пребывание детей в помещениях с температурой воздуха не более +16-+20° С;

- приобщение к хождению босиком: применение контрастных температурных (воздушных и водных) воздействий в качестве основных закаливающих средств.

 

Литература

1. Змановский Ю.Ф., Кузнецова М.Н., Лукоянов Ю.Е. Эффективное закаливание в дошкольных учреждениях / Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века. – М., 2000.

2. Лебедева Н.Т. Профилактическая физкультура для здоровых детей. – Минск, 1993.

 

* Гипоталамус – отдел промежуточного мозга, в котором расположены центры вегетативной нерв. системы, осуществляет связь нервной и эндокринной систем.

* Вегетативная нервная система – часть нервной системы человека, регулирующая деятельность внутр. органов и систем – кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, размножения и др., обмен в-в и функциональное состояние (возбудимость, работоспособность и др.) тканей организма.

* Ферменты осуществляют превращения в-в в организме, направляя и регулируя тем самым его обмен в-в.

[1] Реконвалесценция – период выздоровления после перенесенной болезни.

 

...
Время
Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz